Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора своими руками. Когда используется размер средней заработной платы для расчета алиментов Нагрузочные вилки для проверки аккумуляторов своими руками

При продаже кислотного автомобильного аккумулятора честный продавец тестирует ее нагрузочной вилкой. Он показывает, что продает АКБ готовую к эксплуатации, а не залежавшуюся на складе полуразяженную батарею с первыми признаками сульфатации.

Устройство

Нагрузочная вилка представляет собой несложный прибор, который совмещает в себе мультиметр, спираль сопротивления, зажим типа «крокодил» с проводом, корпус, включатель нагрузки. Они отличаются друг от друга по следующим критериям:

  • по типу вольтметра (цифровой или аналоговый);
  • точности вольтметра;
  • сопротивлению спирали (0,1 ОМ равен нагрузке в 100 Ампер);
  • измеряемому напряжению;
  • типу соединения с АКБ.

Цифровой вольтметр хорош тем, что визуально им проще показать, что напряжение под нагрузкой растет, т.к. растет оно, как правило, незаметно для глаза человека в сравнении с аналоговым измерителем напряжения.

Некоторые специалисты склонны к мнению, что батареи емкостью 55-75 А не желательно тестировать нагрузкой в 200 А, но это необоснованные опасения. В мороз при запуске двигателя нагрузка на батарею куда существеннее.

Как пользоваться: инструкция по эксплуатации

Для проверки аккумулятора, нужно убедиться, что клеммы АКБ не имеют следов коррозии и окисления. В случае, если под нагрузкой контакт с полюсовыми выводами будет плохой, мультиметр выдаст некорректные (заниженные) данные.

Далее зацепляем крокодил за одну из клемм батареи (как правило минусовую). В этот момент с мультиметром ничего не произойдет. Потом необходимо убедится, что нагрузка у вилки отключена. Если сначала замерить АКБ под нагрузкой, а потом без нагрузки, напряжение выдаст покажет меньше, чем наоборот. Рекомендуем оценивать степень зарядки аккумулятора следующим образом:

  • 12,70 В и более – отличный заряд;
  • 12,60 В -12,69 В – хороший заряд;
  • 12,50 В -12,59 В– удовлетворительный заряд.

Ниже, чем 12,50 вольта – аккумулятор требует зарядки (на зарядном устройстве), его эксплуатация нежелательно, особенно в мороз, т.к. электролит может замерзнуть.

Более детальные данные приведены на рисунке.

Таким образом, мы проверим степень заряженности АКБ. Но этого недостаточно. Даже старый аккумулятор может показать напряжение 12,77 В (особенно, если только что сняли с зарядки), но при этом он не сможет запустить двигатель автомобиля. Причина в том, что стартер имеет сильное сопротивление, столкнувшись с которым напряжение батареи начнет резко падать.

Следующим этапом будет являться проверкой под нагрузкой. Процесс схож с предыдущим этапом, но только с включенным режимом сопротивления спирали. Батарея в таком режиме выдает на 20-30% напряжения меньше, чем в простом режиме мультиметра. Здесь основным моментом будет являться то, что напряжение хорошего АКБ во время измерения начнет расти.

Если протестировать аккумулятор Arctic Batbear (фото), то сначала он выдаст 10,5 В и за 5 секунд поднимется до 10,9 В (!!!). При этом многие дешевые АКБ увеличивают напряжение только 0,1-0,2 В.

Заблуждение. Некоторые автомобилисты, причем даже те, кто торгует запчастями, считают, что нагрузочной вилкой можно определить какой аккумулятор лучше. Иногда просят достать 3-4 одинаковых батареи и выбирают ту, которая покажет под нагрузкой лучшие характеристики. Это попадание пальцем в небо, особенно в последнюю тенденцию «облегченных АКБ», т.к. честный аккумулятор с напряжением 12,6 В прослужит дольше и лучше будет заводить, нежели облегченный аккумулятор с напряжением 12,7 В.

Обзор и рейтинг нагрузочных вилок разных производителей

На полках российских автомагазинах представлено всего несколько производителей нагрузочных вилок, изучим их и составим свой рейтинг. Методика рейтинга заключается в изучении характеристик приборов и выявлении плюсов и минусов. И так, начнем.

Автоэлектрика Т-2001

Первый тестер, который мы рассмотрим в данном обзоре. Он хорошо знаком продавцам специализированных магазинов. Данный тестер являлся раньше идеальным вариантом, если бы не одно «но» - для перехода в режим нагрузки нужно было утапливать жало, которое замыкало контакт на спираль, он пригорал и вилка быстро выходила из строя.

Автоэлектрика Т-2001 мини

Данный тестер пришел на смену своему старшему брату Т-2001. Современная Т-2001 мини учла минусы прежнего и стала стоить дешевле за счет перехода на сопротивление в 100 А. Данный прибор является примитивным, но при этом надежным.

У него выявили только один мелкий минус – при сборке необходимо зачистить посадочное место рукоятки от краски, т.к. она не является токопроводной, из-за этого она может работать некорректно.

Мастак 122-0001

С виду серьезный тестер для источников тока. Имеет разноцветную шкалу с несколькими измерениями, что визуально придает ему серьезности. Также из плюсов – «ушки-кронштейны» для крокодилов, которые позволяют избежать запутывания проводов. Все на своих местах. Таким мерилом не стыдно и Оптиму померить и Варту протестировать. Производится в Тайване.

Орион НВ-01

Самый примитивный вольтметр с сопротивлением в нашем тесте. Маленькая кривая металлическая коробка с ручкой. Особенную несерьезность придает внешний вид, с первого взгляда который воспринимается как нечто собранное из консервной банки в гараже. Такой агрегат не может внушать доверие, тем более мелкая шкала создает большую погрешность измерений.

Орион НВ-02

Усовершенствованная модель предыдущего образца. Имеет мощный крокодил, провод большого сечения, толстое жало и заводской корпус. При этом характеристики схожи с предыдущей моделью и не исключено, что начинка осталась прежней (напишите в комментариях, если разбирали и сравнивали).

Орион НВ-03

Доработанная предыдущая модель. Здесь уже используется цифрой монитор вольтметра и две подключаемые спирали по 100 А, что позволяет отнести данное устройство к разряду профессиональных. У этого аппарата есть один малозначительный на практике плюс – она способна запоминать измерения в своей памяти. Вроде мелочь, а приятно.

Орион НВ-04

Незначительно доработанная для сервисов грузовых автомобилей модель НВ-03. Имеет большой диапазон у вольметра. В остальном ничем не отличается от предыдущей вилки. Если у вас не сервис грузовиков, берите предыдущий вариант тестера, не будете переплачивать.

Ермак (2 провода)

Про данный прибор не пишет даже сам производитель. Хотя судя по всему Ермак это не производитель, а то логотип и цветовая гамма. Под данным брендов изготавливаются и другие инструменты. Соответственно данный прибор, скорее всего, импортного производителя уровня Алиэкспресс. Поэтому выбирая перед покупкой покрутите его в руках, попросите показать в деле. Пока что единственный плюс данной игрушки – внешний вид при низкой цене.

Ермак (1 провод)

Аналогично, как и прошлая модель данного бренда является копией оригинального тестера Орион НВ-01. Последнее место в нашем рейтинге.

Схема вилки и принцип работы

Все нагрузочные вилки имеют простой принцип и элементарную схему. Среди рассмотренных приборов выявлено 3 разные электрические схемы:


С одной спиралью тестируют Ермак, с двумя – ОРИОН НВ-03, НВ-04, с резистором – Aist.

Как сделать нагрузочную вилку своими руками

Не рекомендуем собирать нагрузочную вилку своими руками. Во-первых, это опасно с точки зрения безопасности. Во-вторых, если Вам нужна вилка для работы и часто, можно купить дешевую и простую типа Орион-2 или Автоэлектрика Н-2001 мини. В-третьих, если Вы хотите протестировать свою батарею, чтобы узнать ее состояние, то лучше отнесите ее в специализированный центр, они как правило делают диагностику аккумуляторов бесплатно.

Батарея автомобиля, имеющая низкий заряд, доставит немалые хлопоты своему владельцу. АКБ может выйти из строя и придется долго ее восстанавливать. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, необходимо регулярно обслуживать аккумуляторную батарею. С помощью нагрузочной вилки анализируют основные характеристики и оценивают уровень работоспособности аккумулятора. Чтобы грамотно пользоваться этим аппаратом, необходимо выяснить, как он устроен и каким образом работает. Это мы сегодня и разберем.

Устройство и принцип действия

Главная задача этого прибора в том, чтобы контролировать напряжение АКБ. Измерения могут проводиться как под нагрузкой, так и в режиме разомкнутой цепи ЭДС. Технически нагрузочная вилка - это не что иное, как вольтметр, оснащенный нагрузочными резисторами и щупами для подключения к клеммам АКБ автомобиля. Выглядит это как небольшой металлический корпус с проводами. К проводам подсоединены зажимы.

Функциональные возможности прибора

При помощи этих тестеров можно измерить массу важных параметров. Количество этих параметров зависит от того, как укомплектован прибор.

Что может данный прибор? Нагрузочная вилка позволяет измерять уровень выходного напряжения с генератора автомобиля, но это возможно не на всех моделях. Также измеряют при помощи данной вилки текущий уровень заряда аккумулятора в автомобиле. Можно определить, как долго АКБ способна хранить резерв заряда, узнать ресурс батареи. Еще доступны проверки на наличие замыкания между свинцовых пластин в аккумуляторе. С помощью этой вилки еще оценивают и степень сульфатации пластин, а также другие параметры.

Популярные модели

Чаще всего в магазинах можно встретить модели ВН-1 и НВ-01. Данные приборы были разработаны, а затем изготовлены для тестирования автомобильных и любых других АКБ, показатели напряжения и емкости которых составляли 12 Вольт и 190 Ач соответственно.

Среди особенностей и технических характеристик устройства ВН-1 можно выделить особенно важные. Температурных диапазон, в котором данная вилка показывает точные результаты, составляет от 0 до 35 градусов. Прибор оснащен вольтметром, способным делать замеры от 0 до 15 Вольт. Сопротивление резистора составляет 0,1 Ом. В устройстве есть возможность проводить измерения в двух режимах - это кратковременный и повторный режим измерений.

Нагрузочная вилка для аккумулятора ВН-1 практически вышла из обихода современного автомобилиста. Вместо нее используют современную, новую и точную модель НВ-01. Вилка отличается улучшенными характеристиками. Точность измерения составляет 2,5%. Измерения вольтметром проводятся в диапазоне от 0 В до 15 В. Нагрузка в данной вилке составляет от 100 А до 200 А. Прибор уверенно работает в широком температурном диапазоне. Сопротивление нагрузочного спирального резистора составляет 0,1 Ом.

Модель НВ-02 применяется для тестирования аккумуляторных батарей с емкостными характеристиками от 15 до 240 Ач. При этом работать вилкой можно только с напряжением в 12 В. Устройство отличается от аналогов высокой точностью измерений - 2,5%. Нагрузка стандартная для оборудования этого класса - от 100 до 200 Ампер. Диапазон температур, в котором рассматриваемый прибор можно эксплуатировать, составляет от -20 до +60 градусов Цельсия.

Все устройства оснащены вольтметром стрелочного типа. Более современный прибор НВ-03 имеет цифровой вольтметр. Показания выводятся на жидкокристаллический дисплей.

Точность НВ-03 значительно выше остальных аналогичных устройств - она составляет 0,5 процентов. Диапазон измерения вольтметра - от 0 до 16 Вольт. Режимы работы удобно переключаются кнопками.

Универсальная вилка НВ-04 и более мощная НВ-Б

Первая является замечательным универсальным помощником. Предназначена она для проверки аккумуляторных батарей, напряжение которых составляет 12 В и 24 В. Емкостный диапазон аппарата - от 15 до 240 Ач. Также с помощью НВ-04 проверяют отдельные элементы с напряжением до 2 Вольт.

Эта вилка хороша тем, что не только очень точно проверяет уровень заряда, а также исправность АКБ, но и позволяет оценить здоровье отдельных элементов, что часто бывает очень необходимым. Кроме того, время измерения с подключенным резистором составляет девять секунд. Это в два раза больше, чем у других моделей. Это универсальный аппарат, с помощью которого можно выполнять любые тесты любых АКБ.

Вилка НВ-Б изготавливалась для тестирования отдельных элементов батарей напряжением 1,2 и 2 Вольт и емкостью до пяти тысяч ампер-часов. Это самый мощный среди всех представленных моделей. Но недостаток в том, что устройство не может тестировать АКБ полностью.

Проверка АКБ с вилкой без нагрузки

Если в наличии имеется даже простейший прибор, то даже с его помощью можно уверенно заниматься диагностикой аккумуляторов. Если АКБ достаточно слабый, то для проведения тестов необходимо использовать не менее одного нагрузочного сопротивления. Для более мощных АКБ может потребоваться две спирали.

Проверяем аккумулятор нагрузочной вилкой следующим образом. Уровень напряжения на батареи можно определить без необходимости использования нагрузочных сопротивлений. Для получения корректных результатов необходимо, чтобы перед замерами автомобиль не использовался в течении семи часов. В процессе тестирования мотор должен быть заглушен.

Плюсовую клемму АКБ соединяют с плюсовым зажимом на приборе. Не рекомендуется применять нагрузочные напряжения. Используя отрицательный штырь на приборе, проверяют, имеется ли напряжение на отрицательном контакте аккумулятора. Полученные данные следует запомнить или записать. Некоторые современные вилки умеют запоминать результаты измерений.

Показания проверки аккумулятора нагрузочной вилкой говорят о напряжении в разомкнутой цепи. Эти данные сверяют с нормативными цифрами. Так, показания вольтметра находятся в пределах от 11,5 до 11,8 Вольт, то батарея разряжена. Когда вольтметр показывает от 11,8 до 12,1 Вольт, то батарея заряжена на четверть. Показания от 12,1 В до 12,3 В - батарея заряжена на половину. 100-процентный заряд - от 12,6 до 12,9 Вольт.

Проверка под нагрузкой

Вот как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой другим способом. Им пользуются, когда неизвестно текущее состояние батареи. Использовать способ нужно строго по схеме. Но имеются определенные нюансы. Вилку рекомендуется держать соединенной с АКБ не более пяти секунд.

При выполнении проверок необходимо проверить пробки - каждая из них должна быть плотно закручена. Лучший показатель при измерении - это 9 Вольт и более. Это гласит, что АКБ автомобиля находится в отличном состоянии. При меньших показателях можно попробовать зарядить батарею, провести восстановительные процедуры. Затем еще раз проверяем аккумулятор нагрузочной вилкой. Способы измерений мы уже рассмотрели.

Обзор вилок различных производителей

В магазинах представлено несколько компаний-производителей этих устройств. Рассмотрим основные устройства.

Первым в обзоре будет устройство "Автоэлектрика Т-2001". Данная вилка хорошо знакома всем - и автомобилистам, и продавцам. Тестер раньше считался идеальным вариантом. Однако для того, чтобы перейти в режим измерений под нагрузкой, нужно было утопить жало, которое замыкало контакт. Контакт на спираль подгорал и прибор выходил из строя.

Далее появилась модель “Автоэлектрика Т-2001 мини”. В этой вилке производитель полностью учел все минусы и здесь практически нет недостатков. Единственный минус - в процессе сборки нужно зачищают место, где устанавливается рукоятка - она не должна проводить ток и может вызывать некорректную работу измерителя.

«Орион НВ-01» является самым примитивным вольтметром. По внешнему виду это небольшая кривая коробка с ручкой. Кажется, что прибор собран из консервной банки. Аппарат совсем не внушает доверия. “Орион НВ-02” - это уже более усовершенствованное изделие. Здесь две спирали - каждая по 100 А. Устройство можно отнести к разряду профессиональных. Минус в том, что прибор не запоминает измерения в памяти. “Орион НВ-4” - доработанная модель 03 для грузовых авто. Он практически не отличается от версии 03 - можно не переплачивать.

На рынке также имеется продукция под маркой “Ермак”. Покупать ее не рекомендуют, так как это продукция импортного китайского производителя. Из плюсов - только внешний вид. Что касается технических возможностей, то это не более чем игрушка. Инструкция, как пользоваться нагрузочной вилкой правильно, в комплекте имеется, но качество ее тоже низкое.

Можно ли сделать этот прибор своими руками?

Сегодня есть разные инструкции, как изготовить подобные аппараты своими руками в гараже. Делать это не стоит - лучше приобрести готовый заводской вариант. Дело в том, что ток в АКБ очень большой - самодельные вилки могут быть опасны. Если вилка необходима для работы, то можно приобрести что-нибудь недорогое, но практичное.

Если нужно один раз протестировать собственную батарею, то лучше отнести ее в магазин и попросить продавца об услуге - обычно они соглашаются.

В заключение

Вот как правильно пользоваться нагрузочной вилкой. Это нужное устройство для автоэлектриков, продавцов аккумуляторов. Прибор найдет применение и в гараже. Однако, рядовой автолюбитель вполне может обойтись и без него.

Для быстрой проверки работоспособности аккумуляторной батареи используется специальный измерительный прибор — нагрузочная вилка. Все об этих приборах, их существующих типах, особенностях конструкции, предлагаемых функциях и функционировании, а также о правильном выборе этого прибора читайте в статье.

Что такое нагрузочная вилка

Нагрузочная вилка — электрический измерительный прибор, предназначенный для общей оценки состояния аккумуляторных батарей (АКБ), а также для тестирования электрического генератора и некоторых других элементов бортовой электросети.

Нагрузочная вилка относится к пробникам (тестерам) — простейшим приборам для выполнения быстрой проверки характеристик и технического состояния АКБ. С помощью прибора можно выполнить следующие измерения:

  • Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки (ЭДС);
  • Напряжение на клеммах аккумулятора под рабочей нагрузкой;
  • В отдельных случаях — выходное напряжение электрогенератора под нагрузкой и без.

Эти измерения позволяют оценить основные характеристики, техническое состояние и ресурс аккумулятора:

  • Проверка степени заряда;
  • Оценка способности аккумулятора удерживать заряд;
  • Оценка технического состояния батареи — наличие замыкания между пластинами, сульфатация пластин и т.д.;
  • Оценка ресурса аккумулятора.

Нагрузочная вилка — эффективный пробник, который позволяет быстро и надежно оценить состояние аккумулятора и принять решение о его эксплуатации, ремонте или замене. Вилка может использоваться как профессионалами, так и любителями, она доступна по цене и проста в эксплуатации.

Типы и функционал нагрузочных вилок

Нагрузочные вилки можно разделить на группы по назначению, типу индикации результатов измерения, функционалу и техническим характеристикам.

В первую очередь, все нагрузочные вилки делятся на два типа по назначению:

  • Для проверки аккумуляторных батарей с наружным соединением элементов (банок) — такие приборы имеют форму вилки с двумя плоскими или стержневыми контактами большого сечения;
  • Для проверки АКБ с внутренним соединением элементов (банок) — такие приборы имеют один стержневой контакт на корпусе и один выносной контакт в виде штыря или зажима на конце гибкого провода.

Для индикации результатов измерения используются приборы двух типов:

  • Стрелочные вольтметры с обычной или двухсторонней шкалой;
  • Цифровые вольтметры с ЖК или светодиодными семисегментными индикаторами.

Стрелочный вольтметр

Цифровой вольтметр

Основные характеристики нагрузочных вилок — измеряемое напряжение и токовая нагрузка.

По измеряемому напряжению вилки делятся на несколько групп:

  • Для проверки щелочных аккумуляторов с напряжением 1,2 В (рабочий диапазон вольтметра до 2 В);
  • Для щелочных аккумуляторов напряжением 1,2 В и кислотных АКБ напряжением 2 В (рабочий диапазон вольтметра до 3 В);
  • Для всех АКБ напряжением 12 В (рабочий диапазон вольтметра может составлять 15 или 20 В);
  • Для всех АКБ напряжением 24 В (рабочий диапазон вольтметра до 30 В).

Токовая нагрузка вилок зависит от их назначения и лежит в следующих пределах:

  • От 1 до 12 ампер — вилки для проверки щелочных аккумуляторов небольшой емкости;
  • 100 А — наиболее распространенные нагрузочные вилки для проверки мотоциклетных и автомобильных АКБ напряжением 12 В и емкостью до 105 А·ч;
  • 200 А — вилки для проверки аккумуляторов емкостью до 240 А·ч.

Обычно нагрузочные вилки с токовой нагрузкой 200 А выполняются универсальными — они имеют два нагрузочных сопротивления на ток 100 А, и при параллельном соединении позволяют повышать токовую нагрузку до 200 А. Поэтому такие приборы обозначают в виде 100+100 А или 100/200 А. Также существуют приборы с тремя сопротивлениями, которые расширяют пределы измерений и повышают их точность для различных по емкости аккумуляторных батарей.

Конструкция нагрузочных вилок

В общем случае нагрузочная вилка состоит из четырех основных деталей: вольтметра, соединенного с ним параллельно мощного резистора, контактов и корпуса с рукояткой.

Вольтметр. Прибор, как было сказано выше, может быть стрелочным или электронным. Стрелочные вольтметры бывают двух типов:

  • С односторонней шкалой — «0» шкалы расположен слева, прибор может быть откалиброван до 15 или 20 вольт в вилках для 12-вольтовых АКБ, и до 30 вольт в вилках для 24-вольтовых АКБ;
  • С двухсторонней шкалой — «0» шкалы расположен в центре, стрелка может отклоняться вправо и влево, калибровка шкалы до 2 или 3 В.

Вилки с вольтметрами первого типа требуют соблюдения полярности подключения к аккумуляторной батарее. Приборы, оборудованные вольтметром с двухсторонней шкалой, могут подключаться к АКБ в любой полярности.

Нагрузочный резистор (сопротивление). Данная деталь изготавливается в виде спирали или сложенной ленты из нихромовой проволоки или ленты большого сечения. Сопротивление резистора, рассчитанного на ток 100 А для батарей емкостью до 105 А·ч, составляет 0,1 Ом. Сопротивление резисторов для проверки аккумуляторов малой емкости (до 65-70 А·ч) может применяться резистор сопротивлением около 0,2 Ом. В вилке может использоваться один, два или три резистора, которые подключаются к АКБ в различных сочетаниях.

Контакты. Для подключения к клеммам аккумулятора на вилке используются заостренные контакты большого сечения. Заостренные контакты обеспечивают надежное соединение с клеммами АКБ, всегда покрытыми тонкой оксидной пленкой. А большое сечение контактов снижает их электрическое сопротивление, препятствуя чрезмерному нагреву во время выполнения измерений.

Контакты бывают трех типов:

  • Заостренные штыри круглого сечения;
  • Заостренные плоские контакты;
  • Выносные контакты-зажимы.

Нагрузочные вилки могут комплектоваться двумя заостренными контактами, одним заостренными контактом и одним зажимом, либо двумя зажимами.

Корпус с рукояткой. Корпус является несущей и защитной конструкцией, в которой установлены все остальные детали нагрузочной вилки. На задней стороне корпуса располагаются два или один заостренный контакт, на передней стенке — вольтметр, а внизу — круглая или пистолетная рукоятка для удерживания прибора рукой.

Заметим, что существуют приборы с отличиями в конструкции, например — с переключателями или винтами для подключения к АКБ различных сопротивлений, с регулировками положения контактов, и т.д.

Как выбрать и использовать нагрузочную вилку

Главное, что нужно учитывать при подборе нагрузочной вилки — тип, конструкция и характеристики АКБ, для проверки которых будет использоваться прибор. Для оценки состояния 6-вольтовых АКБ и 12-вольтовых батарей с внешним соединением банок необходим прибор с двумя заостренными контактами на корпусе. Для работы с современными АКБ с внутренним соединением банок необходим прибор с одним или двумя выносными контактами в виде штырей или зажимов.

При покупке вилки необходимо опираться на две характеристики — напряжение и токовая нагрузка. Наиболее универсальны приборы с токовой нагрузкой 100 А и на напряжение 12 В — с их помощью можно проверять АКБ емкостью до 105 А. Если есть потребность работать с более емкими аккумуляторами, то необходимо выбирать устройства с токовой нагрузкой 100/200 А. А для работы в условиях автомастерских лучше подойдут универсальные нагрузочные вилки с тремя нагрузочными резисторами, обеспечивающими возможность проверять АКБ емкостью от десятков до 240 и более А·ч.

Теперь можно выбирать прибор по второстепенным характеристикам — типу используемого прибора (стрелочный или цифровой), форме ручки и т.д. Обычно цифровые приборы более точные и удобные в работе, однако они имеют и более высокую цену, а в любительских условиях они не имеют преимуществ перед более доступными стрелочными приборами.

Работа с нагрузочной вилкой проста, она строится в два этапа: сначала измеряется ЭДС АКБ с выключенным нагрузочным сопротивлением, затем измеряется напряжение на клеммах АКБ с подключенным сопротивлением. Во втором случае считывание показаний нужно производить на пятой секунде и сравнивать полученный результат с первым измерением — это позволяет делать выводы о состоянии АКБ. Подключать вилку к аккумулятору больше, чем на 6-10 секунд нельзя, так как это может привести к поломке прибора.

Для 12-вольтовых батарей с внутренним соединением банок:

  • Если напряжение с нагрузкой выше 8,9 В — аккумулятор исправен;
  • Если напряжение с нагрузкой быстро падает — аккумулятор не держит заряд, он требует ремонта или замены.

Для любых АКБ с внешним соединением банок:

  • Напряжение в банке выше 1,4 В — она исправна;
  • Быстрое падение напряжения в банке — она неисправна;
  • Напряжение в одной банке более чем на 0,1 В ниже, чем в остальных банках — в ней возникла неисправность.

Также по напряжению без нагрузки и с нагрузкой можно судить о степени заряда аккумулятора:


При правильном выборе и применении нагрузочной вилки вы всегда будете знать о техническом состоянии аккумуляторных батарей без сложных измерений и затрат времени.

Нагрузочная вилка – крайне необходимый для проверки аккумуляторов прибор. Существует много видов этого устройства. Самые удобные и технологичные наиболее распространены и вызывают заслуженный интерес потенциальных пользователей.

Нагрузочные вилки для тестирования АКБ

Нагрузочная вилка – прибор, предназначенный для определения общей работоспособности АКБ, а также степени ее заряженности (разрядки). Эту работу данное устройство выполняет достаточно качественно. Однако с помощью вилки невозможно проверить , а также обнаружить начавшуюся в нем сульфатацию. Из-за этого на основании проверки АКБ с ее помощью нельзя сделать прогноз на предмет продолжительности срока службы батареи.

Кроме того, вилка в процессе проверки снимает с АКБ значительный заряд и в случае частого использования может повлечь существенное сокращение срока его эксплуатации.

Помимо тестирования АКБ этот прибор позволяет посредством встроенного вольтметра провести диагностику электрической сети и ее элементов (например, генератора) замером напряжения на выбранном участке. В общем случае нагрузочные вилки для аккумуляторов состоят из вольтметра, нагрузки в виде спирали и щупов (или провода с зажимом и щупа) для подсоединения к клеммам аккумулятора. Во время испытаний АКБ под нагрузкой спираль подключают параллельно вольтметру. При разомкнутой цепи нагрузочной спирали вилка используется как обычный вольтметр для замера уровня напряжения в предусмотренном для прибора диапазоне.

Самые распространенные виды вилок

Чаще других встречаются ВН-1 и НВ-01. Они предназначены для тестирования АКБ с напряжением 12 В емкостью до 190 А*ч. Вилка нагрузочная ВН-1 имеет следующие основные характеристики:

  • диапазон температур применения от +1°С до +35°С;
  • сопротивление спирали 0,1Ом ± 15%;
  • режим работы при нагрузочном измерении повторно-кратковременный: длительность измерения – 5 с, пауза – 15 с.

Нагрузочная вилка ВН-1 в настоящее время уже применятся не так часто, как раньше. Ей на замену пришли более современные и точные приборы НВ-01:

  • точность измерений 2,5 %;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 0–15 В;
  • величина тока нагрузки для АКБ емкостью 15–100 А*ч равна 100 А, с емкостью 100–190 А*ч равна 200 А;
  • температуры применения от –30°С до +60°С;
  • сопротивление спирали 0,1 Ом ± 5%.

Нагрузочная вилка НВ-02 – для тестирования АКБ с напряжением 12 В емкостью 15–240 А*ч. Характеристики:

  • точность измерений 2,5 %;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 0–15 В;
  • величина тока нагрузки для АКБ емкостью 15–100 А*ч равна 100 А, с емкостью 100–240 А*ч равна 200 А;
  • сопротивление спирали 0,1Ом ± 5%;

Приборы ВН-1, НВ-01 и НВ-02 оснащены стрелочным вольтметром.

Вилка НВ-03. Этот прибор идентичен НВ-02, но имеет следующие отличия:

  • более высокая точность измерений, составляющая 0,5 %;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 0–16 В;
  • цифровой вольтметр, оснащенный жидкокристаллическим табло;
  • кнопочное переключение режимов работы.

Универсальная НВ-04 и мощная НВ-Б

Нагрузочная вилка НВ-04 – для тестирования батарей с напряжением 12 В и 24 В емкостью до 15–240 А*ч, а также для индивидуальной проверки одного отдельного элемента АКБ напряжением 2 В. Характеристики:

  • точность измерений 0,5 %;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 0–32 В;
  • ток нагрузки при 12 В – 50 А, при 24 В и 2 В – 100 А;
  • сопротивление спирали «2 В» – 0,02 Ом ± 5%, «24 В» – 0,2 Ом ± 5%;
  • температуры использования от –20°С до +60°С.

Эта нагрузочная вилка позволяет проверить уровень зарядки и исправность не только всего аккумулятора, но и каждого его элемента в отдельности, что в некоторых случаях крайне необходимо. Кроме того, у этой вилки допустимое время нагрузочного измерения (когда спираль подключена) составляет 9 с, в отличии от 5 с для других приборов. НВ-04 имеет цифровой вольтметр, оснащенный жидкокристаллическим табло, и кнопочное переключение режимов работы. По своей функциональности является универсальным – позволяет выполнить все без исключения виды тестов .

Нагрузочная вилка НВ-Б – для тестирования только отдельных элементов на 1,2 В и 2 В аккумуляторов до 500 А*ч. То есть сама АКБ может быть на любое напряжение (12 В или 24 В).

Характеристики:

  • оснащена магнитоэлектрическим вольтметром М1001М, у которого стрелка от центра отклоняется в обе стороны;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 3–0–3 В;
  • цена деления приборной шкалы 0,2 В;
  • сопротивление спирали 0,02 Ом ± 5%;
  • ток нагрузки составляет 100 А.

Нагрузочная вилка НВ-Б – самая мощная из представленных. Ее недостаток – невозможность тестировать весь аккумулятор целиком.